Кто и как придумал первую покрышку

06 Август 2014

Автомобильная покрышка представляет собой один из самых важных элементов колеса транспортного средства. Ее назначение сводится к поглощению вибраций и колебаний, которые образуются в результате наезда на дефекты дорожного покрытия, минимизации результатов контакта с поврежденным участком, а также для увеличения коэффициента сцепления с проезжей частью.

Автомобильными покрышками оснащено каждое транспортное средство, но лишь единицы водителей знают, кому обязаны, казалось бы, простым, но воистину гениальным изобретением.

По сохранившимся документам, первый образец шины был создан Робертом Уильямом Томпсоном в 1846-ом году. Патент номер 10990 от 10-го июня описывает изобретение: «Суть созданного мной образца, заключается в использовании гибких опорных материалов, устанавливаемых на обод колеса. Это позволяет уменьшить прилагаемые усилия для передвижения экипажей. Помимо этого, облегчается движение, снижается шум, создающийся при движении транспортного средства».

Патентное изобретение Роберта Томпсона стало настоящей революцией. В описании покрышки подробно описана конструкция и рекомендации относительно материалов, которые стоит использовать. Шина должна была накладываться на колесо с деревянными лопастями-спицами, установленными в деревянном ободе, оббитом обручем из прочного металла.

Конструкция покрышки состояла из двух элементов – наружного покрытия и воздушной камеры. Последняя изготавливалась из парусины сложенной в несколько слоев, а затем многослойно покрытой и пропитанной смесью из натурального каучука. Как заменитель мог быть использован раствор на основе гуттаперчи.

Покрытие шины производилось из кусков кожи соединенных заклепками. Результат испытаний, которые провел Роберт Томпсон стали ошеломляющими. Экипаж на его «воздушных покрышках» показал уменьшение силы тяги на шестьдесят восемь процентов на дорожном покрытии из дробленой гальки и на тридцать восемь на дороге вымощенной щебнем. Участвующие в испытании также отметили значительно повышение комфорта при езде, а также снижение неприятных шумов при передвижении.

Рассказ о гениальном ученом и его изобретении, был опубликован в популярном журнале «Мехэник магазин» от 27-го марта 1849-го года с изображением чудо-экипажа на его колесах. Логично было ожидать всемирного признания, солидных гонораров и промышленного производства «воздушных покрышек», однако этого не произошло. Ни одна солидная компания не занялась совершенствованием идеи Роберта Томсона, хотя перспективы изобретения были очевидны.

Покрышку, созданную в 1849-ом году, постигла участь большинства революционных открытий – консервативное общество посчитало ее фантасмагорической игрушкой. После смерти Роберта Уильяма Томсона в 1873-ем году, «воздушная шина» была благополучно забыта, хотя прототипы и опытные образы сохранились до наших дней и находятся в музее.