Как Nissan Skyline GT-R стал «Годзиллой»?

03 Февраль 2021

3698О чем вы думаете, когда слышите название Nissan GT-R? Молниеносное ускорение, высокие технологии и доступная цена по сравнению с другими суперкарами на рынке. Все это более чем правда, но как вы сюда попали? Как японское спортивное купе становится чем-то, что заставляет дрожать известных европейских производителей? Как Skyline GT-R стал Годзиллой? Как ни удивительно, но все начинается на трассе.

В середине 1980-х годов экономика Японии процветала, и казна крупных корпораций была забита деньгами. Это дает автомобильным компаниям свободу экспериментировать, и Nissan не исключение. В то время руководство Nissan совсем не восхищалось характеристиками R31 Skyline и решило вдохнуть новую жизнь в его модельный ряд с новой моделью. Так родился культовый R32 Skyline, а позже и его спортивная версия GT-R. Обозначение GT-R — своего рода священная корова для Nissan. До этого его носил оригинальный Skyline GT-R, выпущенный в период 1969-1972 годов, который добился большого успеха на трассах. Понятно, что Nissan решил возродить этот успех и сохранить свою стратегию «выиграть в воскресенье, продать в понедельник». И при этом с его задним приводом и рядным 6-цилиндровым двигателем мощностью 231 л.с.

Имея в виду Race A, инженеры Nissan разрабатывают 2,6-литровый 6-цилиндровый рядный двигатель с двойным турбонаддувом, который они ласково называют RB26DETT. Если бы Nissan решил использовать 2,8-литровый двигатель, это поместило бы автомобиль в гоночный класс с минимальной массой 1340 кг. Остановившись на меньшем 2,6-литровом двигателе, машине удается войти в класс с минимальной массой 1260 кг. Уличная версия двигателя выдавала около 320 л.с. на заводе, и гоночная машина потребляла почти вдвое больше мощности, чем «тот же» двигатель. Чтобы справиться с ошеломляющей мощностью своего времени, инженеры Nissan оснастили R32 GT-R продвинутой системой двойного привода под названием ATTESSA E-TS, вдохновленной Porsche 959. Интересно, как годы спустя, другой GT-R обыграет другой Porsche на родном Нюрбургринге. Как и 959, в R32 GT-R используется электрогидравлическая муфта, которая распределяет крутящий момент между передней и задней осями, но в то время как технология Porsche решает, сколько ньютонов отправить на каждую ось, в соответствии с распределением веса в различных режимах работы (торможение, ускорение, прохождение поворотов и т. д.) система Nissan приводит в движение задние колеса до тех пор, пока они не теряют сцепление с дорогой. Обе системы были ужасно сложными по конструкции. У Porsche 959 всегда 20% крутящего момента приходилось на передние колеса, что, по мнению Nissan, способствовало недостаточной поворачиваемости. Вместо этого японцы предпочли постоянный задний привод на выходе из поворота, чтобы сохранить максимальное сцепление с передними шинами. Это была фантастическая технология для своего времени.

Через год после появления уличного Skyline GT-R в 1989 году, Nissan выпустил свою облегченную версию NISMO GT-R, которая произвела ровно 560 единиц, чтобы иметь возможность омологировать гоночный GT-R для Группы A. Очень быстро GT-R стал одним из лидеров в группе A. По данным английского журнала EVO, GT-R выиграл все 29 гонок японского чемпионата по кузовным гонкам, в которых он принимал участие. В 1991 году автомобиль выиграл гонку «24 часа Спа», а за это время успел одержать множество побед в различных гонках в Австралии — три чемпионата группы A в период с 1990 по 1992 год и первое место в Bathurst 1000 в 1991 и 1992 годах. Австралийская пресса придумала для автомобиля прозвище «Годзилла», с которым мы до сих пор ассоциируем модель GT-R. Просматривая видео соревнований группы А этого периода, легко увидеть, как Годзилла завоевывает себе репутацию. То, как эта машина использует свою мощность на выходе из каждого поворота, не может сравниться ни с одной другой машиной того времени.

«Его способность поворачивать, а также эффективно использовать всю свою силу на выходе из поворотов, сделали GT-R таким потрясающим оружием на трассе», — говорит британский автомобильный журналист Ричард Мейден.

«Ford Sierra RS500 группы А был легче и имел 500-550 л.с., но с задним приводом он не мог поспевать за сцеплением с GT-R, особенно в длинных и быстрых поворотах. Честно говоря, никакая другая машина не могла ».

Успех GT-R в Австралии был настолько велик, что организаторы Australian Touring Car Championship изменили правила и сделали чемпионат двухбрендовым. В нем приняли участие только автомобили Holden и Ford, и этот чемпионат предшествовал сегодняшней серии V8 Supercars. GT-R был исключен из гонок в Австралии, потому что он был слишком хорош для соревнований. Турбонаддув и полный привод были запрещены.